Интервью с Марией Пикуновой — Объединение кукольников-шарнирщиков

Интервью с Марией Пикуновой

Тип статьи:
Авторская

Добрый день, дорогие наши!

 
В этот чудесный день мы берём интервью у Маши Пикуновой. Это поистине светлый человечек, с широкой душой, который сохранил внутри себя солнечное детство. Мария будто вкладывает в каждую свою куколку частичку этого солнечного ребёнка, оттого каждый выходящий из под её руки персонаж наделён детской непосредственностью и игривым характером. Её работы радуют своей сказочной стилистикой, в глазках каждой куколки играют искорки задора и неподдельной детской радости и наивности. Даже простые на первый взгляд образы куколок в повседневной одежде напоминают найденных в лесу эльфят, которых одели на наш современный лад. :) Мария успела попробовать много творческих направлений, за её плечами опыт в индустрии компьютерных игр, где она работала художником, а так же опыт дизайнера. Давайте поближе познакомимся с этим замечательным человеком!
 

 
 Здравствуйте, Мария! Расскажите, пожалуйста немного о себе, своей жизни. Как на неё влияет ваше творчество?

Здравствуйте,  Варя! Я довольно закрытый человек, интроверт и не то чтобы говорун.  Творчество – это то что со мной всегда было сколько себя помню, это неотделимая  часть моей личности и  жизни. Если я не имею возможности лепить, рисовать, шить или еще что-то творческое делать, то быстро  начинаю болеть и хандрить, просто не могу без  этого нормально функционировать.  Большую часть времени я провожу в собственных фантазиях, мне не бывает скучно – обычно достаточно включить режим генерирования идей, это интереснее любого самого захватывающего блокбастера. Правда из-за этого я часто выпадаю из реальности, не вижу что происходит вокруг,  не замечаю знакомых, которые потом обижаются, или прохожу мимо пункта назначения, не слышу что обсуждают стоящие рядом люди… Ведь идеи не считаются с тем удобно ли тебе их посещение или нет, часто они приходят совершенно не вовремя.  Я совсем не интересуюсь многими внешними событиями – политикой, спортом и прочим подобным. С реальностью меня связывает моя семья, я их очень люблю и ценю, к счастью они относятся с пониманием к моей творческой деятельности. Перечитала и поняла, что нарисовала вам тут какого-то ежика в тумане.)) Но это только одна из моих форм существования.  Люблю музыку, петь и танцевать.  В повседневной жизни я уравновешенный,  здравомыслящий и еще довольно ехидный человек (друзья знают), просто вежливость мешает демонстрировать это часто.  Люблю логику и четкую структуру в окружающем мире, педантична и внимательна к деталям.  Часто пишу планы на листочках, веду бухгалтерию, все очень дотошно. Правда потом эти листочки куда-то деваются.

 

 Как бы вы охарактеризовали ваш стиль? Что самое важное для вас в ваших куклах?

Есть сразу несколько направлений в которых я работаю, не считаю обязательным для себя выбирать только одно – иногда хочется сделать что-то действительно из ряда вон, яркое и запоминающееся, для витрины. Иногда просто милое и доброе, веселое или трогательное,  когда-то хочется сильной стилизации, а когда-то реализма, я не могу остановиться на чем-то одном и сказать себе – ну все, вот этим направлением ты теперь всегда и будешь заниматься, отрабатывай свой «авторский стиль», а про остальное и думать не моги! Так просто не получится, состояние души меняется, меняются и куклы, к тому же будучи по профессии дизайнером мне интересно именно разрабатывать все время какие-то новые темы. В каждой серии кукол есть какая-то творческая задача, которую я перед собой ставила, есть какая-то своя задумка. Объединяет всех этих разных и иногда странных персонажей  видимо только неизменная любовь, с которой я работаю над их созданием. Ну и авторский почерк, который мне кажется у каждого художника есть, на то он и «почерк».

Основных же русла у меня на данный момент 2, первое — это куклы в единственном экземпляре, стиль можно обобщить как фэнтези, вдохновленное природными формами и цветами. Второе — миниатюрные игровые куклы с широким диапазоном возможностей в плане создания образа. 

 
 
 У вас есть довольно большой опыт художника-дизайнера. Какую прелесть вы находите именно в изготовлении кукол? Что они дарят вам?
 
Больше всего наверное привлекает простор и широта возможностей. Можно заниматься дизайном персонажей, работать скульптором, стилистом, модельером, обувщиком, ювелиром, бодиартистом, фотографом, при желании даже дизайнером интерьеров и все это одновременно. И тут не надо работать «с людьми» в отличие от большинства перечисленных выше профессий.  Материалов и технологий такое количество, что если какой-то метод  надоедает можно с легкостью переключиться на другой. Я думаю кукольный мир – это  рай для дизайнера. В плане стиля тут тоже очень большой диапазон, ограничения вносит только личный вкус автора и то что времени на воплощение идей очень очень мало. 
 
 
 
 
  У вас на примете есть кукольники, которых вы бы могли назвать своими кумирами?

Вот нет, и в общем-то ни в каких областях кумиров нету. Есть люди, творчество которых нравится, в каких-то моментах даже восхищает,  иной раз  видишь что-нибудь особенно интересное  и даже восклицаешь про себя: «Ай да сукин сын! Какую штуку придумал!», но «кумир» это какое-то слишком сильное слово. Многие кукольники нравятся, удивляют и вдохновляют полный список занял бы слишком много места.

 

 

 Расскажите, к чему вы стремитесь в вашем творчестве? Что хотите рассказать им?

Есть такой анекдот:

«У художника персональная выставка, приехали журналисты и спрашивают:

— А что вы собственно хотите сказать своим творчеством?

— Ну… в общем… как бы сказать… это… ну вроде того… вот как-то так..

— Это все?

— Да..

— Что ж, желаем Вам новых!»

Каждый раз его сразу вспоминаю когда этот вопрос задают. Или вот есть еще прекрасный совет от С. Дали (которому он сам не следовал): «Художник! Ты не писатель, так что заткнись и займись-ка лучше делом!» Художественное творчество – это метод общения с миром и зрителем альтернативный вербальному,  и весь смысл именно в том чтобы выразить мысль или чувства  с помощью материалов, а не слов.

 


  Расскажите о вашем первом серьёзном проекте. Были ли трудности на пути к осуществлению?

Со всеми проектами меня не покидает ощущение, что я делаю что-то исключительно не серьезное — для себя. Развлекаюсь и получаю удовольствие от творческого процесса, и регулярно во время работы проскакивает мысль, что не пора ли сделать уже что-то полезное и поработать, а потом сразу – стоп, это же и есть моя работа, самая что ни на есть серьезная! И так сразу становится радостно и легко!

Трудности технического характера возникают регулярно, поначалу их конечно было довольно много, но мне это даже нравится, я люблю осваивать  новые материалы и методики. И мне в принципе кажется, что шарнирка именно для труднистов лучше всего подходит. Но был один проект, который мне даже пришлось-таки заморозить на неопределенное время,  так как количество неудачных попыток и экспериментов перевесило мое стремление доделать эту серию. Планировались довольно крупные куклы-мужчины из фарфора, и вот фарфор издевался надо мной как мог, пока терпение не лопнуло. Но я не полностью отказалась от этой идеи, просто надо взять паузу, а потом снова примусь за  фарфор, выбора нет, надо же его приструнить.)))

Еще есть трудность, связанная с тем, что куклы это исключительно сидячая работа, и притом настолько увлекательная, что можно забыть про еду или про сон, иногда можно просидеть над куклами почти не вставая  часов 12-15, голова и руки не устают, но вот глазам и позвоночнику от этого плохо. Пришлось спортом заняться в принудительном порядке.

 

 

 

  Расскажите, как родные относились к вашему увлечению и как относятся сейчас?

На удивление хорошо! Сначала относились с юмором и любопытством (пока это было просто хобби). Всегда интересовались что именно я делаю, что планирую. Мама мне подарила возможность пройти курс по шарнирной кукле в свое время, что сильно укрепило меня в стремлении заниматься именно шарниркой. Со стороны дальней родни конечно были и шуточки в стиле «какой только фигней люди не занимаются!», или неудобные вопросы, типа «и куда же ты все это добро складывать собираешься?», но все они закончились ровно в тот момент когда куклы начали продаваться.  Сейчас вообще все хорошо относятся, так как поняли что это именно то занятие, которое я долго искала (так что завязывать не собираюсь), и которое приносит моральное удовлетворение, хорошее настроение им и мне, и уже стало настоящей «работой». Сын подходит помогает пошлифовать, собрать. Муж отпускает на выставки, помогает организовать мастерскую, очень поддерживает, так как видит насколько это для меня важно.  А некоторые родственники теперь иногда даже приводят ко мне домой своих знакомых поглазеть, вроде как в зоопаркв музей. )))

 
 
 
  Очень часто родители молодых людей считают не рентабельным занятие кукольным искусством. Сегодня многим начинающим кукольникам интересно, может ли кукольное искусство покрыть расходы и даже принести доход?
 
 Тут очень много факторов, самоокупаемость конечно можно устроить, а вот доход… в примитивном варианте ответ «Да». На это есть много положительных примеров – мастеров у которых получилось уйти с основной работы и заниматься только куклами. Но дальше идут всякие оговорки, так как за этими примерами стоит огромное количество труда, стойкости, терпения, фантазии, потраченного времени, работы (в том числе скучной или вообще проделанной в пустую). Часто человек который только планирует заняться куклами, но пока не погрузился как следует,  думает, что все просто – сейчас он за пару месяцев научится лепить куколок и красить им глазки, и потом сразу начнет грести лопатами деньги, уже даже заранее бизнес план кое-кто составляет. Но почему-то так не выходит. Кто начал осваивать шарнирку уже знает почему. Но предположим куклы уже хорошо и аккуратно получаются, окей! Теперь нужно чтобы о них узнали потенциальные покупатели, нужно много показывать, участвовать в выставках, заниматься продвижением. А художники в большинстве своем к этому не склонны – это совершенно чуждый вид занятий. И есть еще такой аспект: чтобы кукол купили они должны понравиться не только автору, но и другим людям – и тут достаточно непредсказуемо. Потому что если автор делает что-то необычное, за рамками общепринятого формата, то нужно понимать, что экзотика нравится не всем – может выстрелить а может нет. А даже если понравится не факт, что эти люди захотят у себя поселить такую куклу. А если работать в популярном формате милых девушек или кавайных юношей, так в этом жанре подавляющее количество авторов трудится, и их не мало, а значит нужен свой особенный изюм, который понравится покупателям.  При этом  художнику думать обо всем этом смерти подобно, так как вместо занятий творчеством он только и будет оглядываться на других и отметать собственные идеи и устремления. Ох уж эти деньги — то их нет, и это напрягает, — то они есть, и это заставляет делать не то к чему душа лежит, а тиражировать собственные прошлые удачные идеи, которые возможно самому уже надоели. Хорошо когда есть тыл в материальном плане – тогда можно просто спокойно то, что самому нравится, и как показывает практика, это потом еще и окупается.
 
 
 
 
  Как вы думаете чего не хватает современному кукольному сообществу? Есть ли у вас планы, которые внесут новую жилку в кукольной среде?
 
 Планов и идей просто уйма, внесут или нет они что-то новое — посмотрим когда они воплотятся в материале, заранее рассказывать – только воздух сотрясать.
 

 
 
 
 Как вы относитесь к 3D-технологиям в кукольном искусстве?

О, отлично отношусь! Я думаю что 3D редактор — это превосходный инструмент для прототипирования.  В симбиозе с 3D принтером он открывает массу новых возможностей для скульпторов, в  том числе кукольников, упрощает многие технические проблемы –  прежде всего проблему симметрии.  Бытует мнение, что куклы слепленные на компьютере выглядят  не достаточно живо и как-то искусственно, и души, мол у них нет.  Про душу ничего не скажу – это проверить затруднительно (и у людей, кстати, тоже). Но вот  насчет живости я не согласна, считаю, что при умелом обращении – действительно мастерском, — 3D лепка может превосходить ручную не только качеством проработки, но  и живостью скульпта.  Здесь решает только то на сколько человек владеет инструментами моделирования, и то насколько у него развито пространственное мышление и чувство формы. Впрочем последнее справедливо и по отношению к мастерам, лепящим руками, просто в 3D другой инструментарий и более абстрактный результат.  Плюс еще и в том, что художник не зависит от наличия дополнительного оборудования и материалов – ноут и графический планшет с легкостью помещаются в рюкзак,  и для человека, который не привязан к одному месту, любит путешествовать или просто часто переезжает это огромный бонус. Но есть и минусы, конечно. Я в какой-то момент работала в области 3Д ( анимация, игры) и поняла, что мне в этом во всем категорически не хватает: физических ощущений от  соприкосновения с материалами!  Это же целый мир — различные  глины, фактуры тканей, краски, лаки, карандаши, мех, даже метал. Ой как я очень это богатство люблю и уважаю!  Одна из причин почему мне нравится заниматься куклами как раз в том, что материалов тут разных завались, выбор огромен и даже не обязательно останавливаться на чем-то одном.

 

 

 

 Какой ваш любимый инструмент для лепки кукол? :)

Вы знаете, пальцы! Вот особенно боковая поверхность ногтевой фаланги большого пальца, и как амбидекстр я нагло использую обе руки, это очень удобно! Выглаживать ими сырой пластик одно удовольствие! :D   Еще нож конечно! У меня обычный макетник, в который вставлено хирургическое лезвие №11, незаменимая вещь для меня. Практически все, что не удалось сделать пальцами вырезано ножиком  у меня конечно есть коробка с разными гладилками, стеками и прочими бульками, но это уже скорее так,  для пущего шика и для разнообразия, почти не пользуюсь ими. Из незаменимого еще мини дрель, ну это скорее от необходимости, а не от любви, хотя некоторые боры бывают очень даже милы.

 

 

 Что по вашему мнению хотят видеть коллекционеры кукол к современной шарнирной кукле? Дайте напутствие молодым и начинающим мастерам шарнирной куклы. Что бы вы посоветовали им в первую очередь?

Это примерно как спросить «чего хотят женщины», хотя нет, даже несколько сложнее. Разного. Красивого,  доброго,  глубокого, веселого, чтобы механика хорошая, чтобы запоминалось, чтобы размер вписывался в коллекцию, чтобы собственного персонажа можно было сделать, чтобы за душу цепляло, чтобы не пугало, чтобы одежки и обувь от других кукол подходили, чтобы авторский стиль, чтобы необычно, чтобы живая, чтобы глаза следили, чтобы не портилась со временем и можно было купать и нагревать. Это я не придумываю, это все реальные запросы, и у всех они разные.  В самом простом варианте есть разделение на тех кто коллекционирует только фарфор и тех кто предпочитает полиуретан.  Для фарфоровых кукол важен авторский образ, изюминка, индивидуальность, изощренный костюм или роспись и размер (чтобы вписывался в коллекцию). У полиуретановых кукол больше требований к скульптуре, механике, часто их покупают без всякого образа голышками — с тем, чтобы делать собственного персонажа, шить одежду, играть и фотографировать.  Есть также  достаточно много коллекционеров, которые в принципе не воспринимают русских авторских кукол как класс, а признают только корейских или японских фирменных, у них есть свои параметры оценки, причем довольно своеобразные, в данном случае даже пытаться угодить совершенно бессмысленно, так как ты  все равно не кореец )) А впрочем  я убеждена, что в любом случае пытаться подстроиться под предполагаемого покупателя губительно для автора.  Лучше всего делать то, что самому тебе близко, не бояться и выкладываться по максимуму, и все будет хорошо.

 

 

 

 Опишите ваш позитивный и негативный опыт работы на заказ. Что вы посоветуете молодым мастерам в этом деле?

Моя встреча с шарнирной куклой можно сказать началась с этого – я сделала свою первую  шарнирку именно на заказ, все остались довольны, а для меня это был мощный стимул к быстрому  освоению технологии, этот единичный опыт был очень ценным! Но в целом  лепить шарнирку на заказ я считаю нерентабельным, причем как для заказчика, так и для мастера. А вот образ на заказ делать вполне можно и даже бывает интересно, просто в ограниченных количествах. Я обычно делаю на заказ образы для своих полиуретановых кукол (для фарфора не взялась бы, он слишком непредсказуем, в том числе по времени). Но сразу оговариваю, что можно только в целом выбрать опции – цвет волос, цвет глаз, общий стиль и настроение, количество предметов одежды. Пуговицы, ткань и отделку заказчик не выбирает, все же это авторская кукла, и «аутфит от автора». Даже портретных кукол так нескольких делала, это очень увлекательно  А ежели заказчику  захочется больше участвовать на всех этапах в процессе создания образа он может приобрести у меня голышку без росписи и обратиться к сторонним специалистам, которые готовы работать в таком тесном сотрудничестве.

 


 Расскажите о ваших планах на будущее и ваших будущих проектах, если не секрет. :)

Планирую выпустить еще один тираж Домисолек (13см, полиуретан) осенью-зимой. Еще леплю модель под полиуретан покрупнее —  24см: худенький подросток без ярко выраженных  половых признаков, чтобы и мальчика и девочку можно было при желании сделать с помощью костюма, фейсплейты сменные на магнитах с разными лицами как у Домисолек, мне понравилось  Еще давно планирую сделать 3-х  фанартовских кукол ООАК:  первая кукла — это синяя гусеница из Алисы, вторая  - Ворон из романа Чарльза Де Линта, третья – ведьмак Геральд из Ривии (страсть как люблю этого персонажа и саму игру, не книгу). И это еще не все, начала один большой проект, который в корне отличается от всего что я делала до сих пор, но тоже в жанре шарнирной куклы, раскрывать интригу не буду заранее, так как сама пока не знаю во что эта затея выльется, но процесс и концепт захватывающие.

 


 Планируете ли вы новые мастер-классы или участие в выставках?

 Конечно! Я регулярно провожу групповые МК в школе Куклы.ру, иногда и индивидуальные курсы тоже. Выставки мне нравятся на Тишинке, там уже много знакомых, можно пообщаться с друзьями, коллекционерами, единомышленниками. Кроме того участие в выставках очень тонизирует и помогает работать быстрее. Обычно участвую в обоих Салонах в октябре и в марте.

 
 
 Спасибо огромное, Мария, за столь исчерпывающие ответы и столь эмоциональное, доброжелательное общение!
 
 Заключительное слово:
Заключительное слово:
Оригинал (будьте благородны, не удаляйте): http://www.bjdart.ru/articles/33-shablon-voprosov-dlja-intervyu-s-mezen-dolls.html
Заключительное слово:
Оригинал (будьте благородны, не удаляйте): http://www.bjdart.ru/articles/33-shablon-voprosov-dlja-intervyu-s-mezen-dolls.html
Мы будем с нетерпением ждать новых проектов от Маши и желаем ей всяческих успехов в творчестве, побед и взятия новых вершин! Особенных побед желаем в борьбе с фарфором. =) Очень уж хочется увидеть этих прекрасных мужчин!
 
Ближе познакомится с мастером и её творчеством, можно в профиле в вк: vk.com/murven
 
Портфолио мастера: murvenart.com
 
Магазин мастера:  www.livemaster.ru/murven
 
 
Интервью брала и редактировала: В.В. Косарева
3181

2 комментария

15:55
+1
О! Варя, ты молодчинка! Такое потрясающее интервью! И красивые фото работ! Тем более, что в свое время я хотела пойти на мастер-класс Марии и пообщаться, увидеть в живую, так сказать. А за одно полезному научиться. Но так и не смогла совместить МК и свой рабочий график. А тут хоть почитать о ней! Марии творческих побед над фарфоровыми мужчинами) очень хочется увидеть их в образе!)
16:15
Пасибо! :333 Мне давно хотелось Машеньку попиарить :D У неё шикарные куклы! Да и вообще всё творчество чудесное *_*