ЛИЦО ДЛЯ КУКЛЫ - Продолжение — Объединение кукольников-шарнирщиков

ЛИЦО ДЛЯ КУКЛЫ - Продолжение

Тип статьи:
Авторская
Источник:

УРОК -2.

Часть — I


 

Я обещал показать, как можно исказить формы и пропорции лица, придав кукле забавный сказочный вид, при этом сохранив восприятие кукольного лица, как живого организма с функциональной конструкцией.

Оказывается, теперь мы можем вытягивать или сужать какие-то элементы конструкции черепа, искажать их размер. Но если они по прежнему будут создавать единую конструкцию – эффект убедительности и живости кукольного лица сохранится. 

Давайте посмотрим один пример того, какие изменения можно сделать, и что получится в итоге.

 

Сравним череп с нормальными пропорциями и череп с искажёнными пропорциями, но сохранённой функциональностью элементов его конструкции.

 

Что я сделал:

Увеличил и несколько опустил глазницы. Это потянуло за собой некоторые изменения формы и пропорции скуловой кости. Существенно удлинились и стали круче надбровные дуги. Слегка «взлетело» носовое отверстие – появился эффект «пекинеса» (когда нижняя часть носового отверстия располагается не ниже уровня глаз, а практически между ними).

Кроме того, я сузил с боков лоб. Таким образом, поднялась височная часть.

 

Немного приплюснутый затылок, полностью изменил верхнюю височную линию, но она никуда не исчезла.

Так же была немного уменьшена нижняя челюсть, в результате чего, подбородок сдвинулся назад.


Часть — II

 

Начнём «наращивать» мышцы лица. Их количество мы сократим ещё более существенно по нескольким причинам – мышц лица в реальности намного больше, чем костей, образующих череп; на лице же, под слоем кожи, мы чаще можем заметить даже не мышцы, а жировые отложения. А нас ведь интересует именно «внешняя сторона вопроса» – внешний вид лица куклы.


Кроме мышц и кожных складок, на поверхности лица мы обязательно видим глаза. Всем известно, что глаз имеет практически правильную форму шара. Вот два таких шарика мы и положим в глазницы.

 

Сымитируем мышцу, идущую над верхней губой и прикрепляющуюся к нижней челюсти. Уж не знаю, как так получилось, что на поверхности мы чётко видим некую плоть, «лоскут» идущий от переносицы, практически к самому низу нижней челюсти.  И это притом, что такой мышцы не существует  :). 

Этот объём образуется несколькими видимыми на поверхности мышцами лица, жировыми отложениями и кожными утолщениями, которые особенно заметны у полных людей или пожилых. Они образуют своеобразную «бульдожью» складку. Проследить её можно практически у всех, но выражена одна у всех по-разному.

Итак, создадим носогубную складку и добавим объём для верхней губы. Обратите внимание, как эти два объёма накладываются относительно друг друга.

Немного полепим, придав более естественную форму. 


Теперь накроем глаза веками. Верхними и нижними. Верхнее веко всегда нависает над нижним.

Часто на верхнее веко накладывается кожная складка, покрывающая надбровные дуги. Вылепим и их (2й рисунок).

 
Мы уже знаем, где находится слуховой проход. Ориентируясь на него вылепим ушную раковину. 
 

Даже если мы максимально её упростим, но расположим правильно, ухо всё равно будет выглядеть вполне убедительным и «жизнеспособным».

Такой эффект достигается тем, что ухо у нас теперь не прилеплено, а врощено, вставлено на подобающее ему место - за челюсть.

 

Обратим внимание на «мешки» под глазами. Они образуются от нижнего века и лежат на скуловой кости.

 

Верхняя губа имеет достаточно простую форму, если понять, как она образуется. Часто верхнюю губу сравнивают с изогнутым луком. Однако лук – почти линия, а губа – объём. И она имеет две видимые грани: часть на которой лежит нос, и которая, подгибаясь, уходит в слизистую рта. Прямо под носом мы видим впадинку, словно выбранную полукруглым резцом. Вот эта впадинка и образует такую изогнутую форму. И если верхняя губа в центре как бы провисает, то нижняя имеет ответную впадинку. А правая и левые стороны нижней губы, образуют бугорки уходящие к подбородку.

 

Нижняя губа отдалённо напоминает выдвижной ящичек. Часто у театральных кукол можно встретить именно эту часть подвижной, имитирующей речь куклы.


Если немного сгладить форму, сделав переходы более мягкими, то лицо станет не столь измученным и старым. Примерно таким:

Теперь можно посмотреть на результат и разглядеть в «бугорках» лица куклы: скуловые кости, надбровные дуги (не совпадают с линией бровей), скуловую дугу (не путать с щеками), часть нижней челюсти перед ухом. Эти конструктивные элементы черепа, практически всегда можно заметить на любом лице, даже на полном.

 

Объединяя какие-то объёмы, создавая упрощённые формы, можно стилизовать кукольное лицо (вспомните куклы Тима Бертона). Важно понимать, что именно мы упрощаем, и что конструкция в принципе не должна меняться, даже при самом сильном упрощении и стилизации. 

Внутреннее строение всё равно должно «читаться», хотя бы на подсознательном уровне. Только тогда куклы станут по настоящему убедительными и интересными.

 

Стоит помнить, что упрощение и стилизация – это не профанация, не признак неумения, напротив – грамотное, обдуманное упрощение, выверенная выдержанная стилизация –  признак высочайшего мастерства, не только в технологическом и ремесленном плане, а в высокохудожественном смысле.

Урок-1

Автор: Кирилл Юдин
3260

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!